Колотовичева Юлия Сергеевна, воспитатель
Экологический проект в средней группе «Первоцветы»Экологический проект в средней группе «Первоцветы»
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Срок проекта: краткосрочный (2 недели) Актуальность: При проведении занятия по экологии на тему: «Весна - красна» у детей возник интерес и много вопросов при рассмотрении вопроса о первоцветах. Вопросы возникали следующего характера: Почему первоцветы так называются? Почему они появляются первыми? Почему им не холодно? Почему они не замерзают? Какие из них появляются самыми первыми? И у всех детей появилось желание их увидеть в природе. Желание детей узнать больше о первых цветах, и обусловило выбор темы данного проекта, так как дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря. Рядом с детским садом находится участок хвойного леса, в котором можно наблюдать цветение первоцветов. Цель проекта: дать представление о ранних цветах – первоцветах: узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада, в лесу, выяснить, почему надо беречь первоцветы, создать фотоальбом «Первоцветы». Развитие мышления, воображения, связной речи. Задачи: закрепления представлений о весне и её приметах, ознакомления детей с растениями – первоцветами, воспитания бережного отношения к ним, развития умения любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, развития творчества, мышления, фантазии, развития познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности. воспитания любви и бережного отношения к природе активизации совместной деятельности родителей и детей Предполагаемый результат: Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Первоцветы». У детей сформировать устойчивый интерес к природе. Обогащение словаря детей. Успешное интеллектуально- личностное развитие детей. Развитие познавательной активности детей. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. 1 этап: подготовительный. Подбор литературы и материалов для реализации проекта. Сбор и разработка методических материалов по проблеме проекта. 2 этап:
Ожидаемый результат: У детей сформированы знания о первоцветах. Развивается познавательная активность детей. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам. Умеют отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. Совместная работа с родителями. Создание альбома «Весенние цветы» Развлечение «Мы весенние цветочки» «Беседа о первоцветах» Цель: Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к Первоцветам, природе, помочь увидеть красоту. Ход занятия: Незнайка с корзиной цветов (картинки, рисунки) Н. - Спасибо светлому дню, теплому солнцу, первым весенним цветам! В. - Незнайка, что это ты такой веселый, даже забыл с нами поздороваться. Н - Здравствуйте, ребята, я очень тороплюсь. Меня пригласили на день рождения. Я бегал в лес, чтобы нарвать большой букет весенних цветов. В. - Незнайка, никогда больше не делай этого! Ребята, можно ли собирать весенние цветы? - Нет. Ребята, давайте расскажем Незнайке, почему нельзя собирать букет из весенних цветов. А ты, Незнайка садись и слушай. Ребята, какое сейчас время года (Весна). Какой месяц (Март) Кто мне скажет, что происходит весной (Становится теплее, тает снег, поднимают свои головки первые цветы) Давайте покажем, как расцветают цветы на полянке. Игра "Цветок" Утром рано он закрыт (кисти рук сомкнуты в цветок) Но к полудню ближе (набухает, делает бутон) Раскрывает лепестки (раскрывается, делится на лепестки) Красоту их вижу. К вечеру цветок опять Закрывает венчик (пальцы сомкнуты нераскрытый цветок) И теперь он будет спать До утра, как птенчик (руки под щеку) Какой цветок ,первым поднимается из - под снега, узнаете из загадки: Первым вылез из-под снега, на проталинке, он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник-ветреница) Кто хочет, найди подснежник в корзинке у Незнайки. Вот какой подснежник красивый. Почему его называют подснежником (вылезает из-под снега) Этот цветок можно назвать храбрым (Мороза не боится) А еще его называют ветреницей. (Потому что всегда качается на своем стебельке, даже от малейшего ветра) Он появляется первым и торопится порадовать нас своими белыми цветами. Какой еще цветок появляется весной? Мать и мачеха. У него чудесный золотистый цвет. Он большого солнца маленький портрет. Посмотрите и расскажите о цветке. (У него желтые лепестки, похожие на лучики солнца) Серединка тоже желтая, похожая на корзинку. Пчелки очень любят собирать нектар с цветов мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение. Обратите внимание на листочки. Нижняя сторона листочка мягкая, теплая и нежная как рука вашей мамы. А верхняя сторона холодная и неприятная. Поэтому это растение и называют мать и мачеха. Листочки и цветы заваривают и пьют от кашля во время болезни. Поэтому к этим цветам все должны относиться очень бережно, полюбоваться и уйти. А это, ребята, какой цветок в корзинке у Незнайки? Это прозвище недаром, От простуды излечиться, У красивого цветка. Вам поможет Медуница. Капля сочного нектара, В лес пойдете, не забудьте И душиста и сладка. Медунице поклониться. Незнайка, ты запомни, что медуницу легко узнать по цветкам: на стебельке цветки и розовые и красные и фиолетовые и синие. Вот какая медуница разноцветная. К ней со всех сторон летят пчелы и шмели. Медуница – лекарственное растение, Наши дети знают, что из медуницы нельзя делать букеты! Ребята, а что нужно цветам для роста? (Свет, тепло и вода) . Свет и тепло нам что дает? Солнце? Давайте скажем ему спасибо. Но ведь солнышко не только нужно растениям. Мы ведь тоже любим, играть на солнышке, правда? Игра "Солнышко и дождик" Давайте спрячемся за спинки стульчиков! Это - ваш домик. Однако солнышко светит, идем гулять: Светит солнышко в окошко Наши глазки щурятся, Мы захлопали в ладошки И бегом на улицу! Хоровод "Пришла весна" Смотрите, туча надвигается, прячьтесь скорее в дом. Дождик, дождик лей, лей Капай, капай не жалей. Дождик, дождик пуще, Будет травка гуще. Тучка спряталась за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе лучистое. Если б мы его достали Мы б его расцеловали! Прошел дождь, выходите из домика. Садитесь на скамеечку. (Звенит колокольчик) .Ребята, какой цветок так чудесно звенит? Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется: его задень- Он тихо зазвенит. И этот звон услышит лес, И птицы и цветы. Давай послушаем, а вдруг Услышим я и ты. Кто , найдет этот цветок у Незнайки в корзинке. Этот цветок красивый? Да, он боится, что его сорвут, и поэтому прячется под деревьями. Он растет очень долго. Проходит пять или шесть лет и только потом он начинает цвести, дарить нам свою красоту и очень тонкий душистый запах. Разводятся они семенами и поэтому если мы их сорвем, то не будет семян и не ,вырастут, новые ландыши. Ну как Незнайка, будешь рвать цветы? Молчит. Ему наверно стыдно за свое поведение. А вы ребята будите рвать цветы? Нет! Правильно, ребята. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок. Если вместе я и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты! Иди Незнайка, и больше не рви цветы. А где же берут цветы, чтобы подарить на день рождения? - спросите вы. Эти цветы специально выращивают в садах, теплицах и продаются в цветочных магазинах. Все эти цветы, о которых мы сегодня говорили, называются первоцветы. Многие из них стали редкими растениями, и поэтому они нуждаются в защите. И если вы увидите вот такой знак (зачеркнутая рука, рвущая цветок) как вы поступите? Сорвете? Давайте повесим плакат (знак) у входа в детский сад, чтобы все знали, что цветов в природе осталось очень мало. Цветы нужно охранять и беречь! Конспект занятия «Первые цветы» Цель: развивать у детей творческое воображение.
Ход занятия Воспитатель.
Воспитатель. А вы знаете стихи о цветах?
НОД в средней группе «Первые весенние цветы» Образовательная область: «Художественное творчество» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Чтения художественной литературы». Программное содержание: -расширить представления детей о характерных признаках весны; -закреплять представление о цветах (стебелек, листочки, бутон) ; -знакомить с растительным миром; -развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; -развивать способность самостоятельно рисовать цветы, используя нетрадиционные формы рисования - мятой газетой; - воспитывать бережное отношение к природе; - продолжать учить составлять целое из частей; -развивать логическое мышление, сосредоточенность, внимание; Раздаточный материал: затонированная голубой краской бумага, вырезанные из зеленой бумаги листочки для цветка, желтая гуашь, салфетки, цветные иллюстрации с изображениями первоцветов. Подготовительная работа: чтение рассказов, стихов о весне; рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов; наблюдение за весенними изменениями в природе. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу поговорить с вами о цветах, но сначала хочу, чтобы вы отгадали загадку: Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. Дети: Весна. Воспитатель: Правильно, это весна. Всё живое в природе - животные, люди, растения ждут прихода весны! А почему ее все так ждут? Ребята, что приносит нам весна? Дети: Тепло. Воспитатель: Правильно, весной становиться много солнечного света и тепла. Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы. Какой же первый цветок отгадайте загадку: Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Дети: Подснежник. Воспитатель: Правильно, это подснежник. Его так назвали, потому что прорастает он под снегом. Он появляется с первым солнечным теплом, очень красивый и самый нежный цветок. После того, как прогреется земля, появляются еще цветы. А какие вы отгадайте сами: Смотрит солнышко – росток. Не травинка, не листок: Появился самый первый. Желтый маленький цветок Дети: Мать-и-мачеха. Воспитатель: А еще появляется очень красивый, нежный цветок: Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. Дети: Ландыш. Воспитатель: Давайте полюбуемся этими красивыми цветами, которые приносит нам весна. Показывает рисунки с изображением весенних цветов: Ландыш, тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и другие. Воспитатель: Дети, а можно ли рвать первоцветы? Дети: Нельзя. Воспитатель: Правильно. Читает детям стихотворение Т. Собакиной Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок… Если ВСЕ: и Я, и ТЫ- Если МЫ сорвем цветы То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты. Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел Пчелёнок. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинки (показываю маленькие картинки). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с изображением цветка. Ребята, поможем Пчелёнку в беде? Вот посмотрите, какие надо картинки сложить из маленьких. Настя, поможет Пчелёнку сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок (так и всем остальным детям раздала целые карточки и их части). Все ребята кладут перед собой картинку и складывают ее. В процессе работы слежу вместе с Пчелёнком, как дети выполняют задание, предлагаю чаще смотреть на образец. Молодцы, ребята, теперь Пчелёнок зовет нас на лужок поиграть. Раз, два, три превращаемся в цветы. Физкультминутка: На лугу растут цветы Небывалой красоты. Потягивания, руки в стороны. К солнцу тянутся цветы, С ними потянись и ты. Потягивания, руки вверх. Ветер дует иногда, Только это не беда. Машут изображая ветер. Наклоняются цветочки, Опускают стебелёчки. Наклоны. А потом они встают И по-прежнему цветут. Встают изображая «головки» цветов поднятыми руками. Воспитатель (говорит за пчелёнка): Дети, вы такие молодцы, знаете на моей лужайке очень мало цветов. Нарисуйте, мне, пожалуйста, весенних цветов, а я отнесу их на свою лужайку и буду собирать нектар. Воспитатель: Поэтому я предлагаю вам, нарисовать, весенние цветы и любоваться ими на наших рисунках. Для этого нам нужно вспомнить, что есть у цветка? Дети перечисляют строение цветка: стебелек, листочки, бутон. Воспитатель: У нас на участке уже появились первые цветы. Как они называются? Дети: Мать-и-мачеха. Воспитатель показывает картинку первоцвета. Воспитатель: Давайте их нарисуем. Но сначала выполним гимнастику для наших пальчиков: Цветём мы в вешней роще который год подряд. (Показать руками крону деревьев, загибают пальчики к ладошке, как- будто считают) Вам пишет эти строки подснежников отряд. (Имитация письма пальчиком по ладошке; «букет» из раскрытых ладошек) Ребята,мы боимся! Нас все хотят сорвать! (Обхватить себя руками,как-будто испугались) Ребята!Мы боимся холодных цепких рук! (повторить движения первой строки 4-стишия; растопыренные пальцы согнуть как когти) Земля в зелёном цвете. («Нарисовать» перед собой круг-Землю) Прекрасна и добра (Погладить себя по головке) Мы к вам взываем, дети: (Движение рук вперёд ладонями вверх) «Нас защитить пора!» Стебель будем рисовать ватными палочками. А бутоны будете рисовать мятой газетой. Листочек приклеим, когда цветок будет готов. Дети приступают к работе, затем устраивается выставка детских работ Пчелёнок хвалит каждого ребенка. Воспитатель:(говорит за Пчелёнка) Спасибо, ребята, теперь наша лужайка стала богаче и ярче на цветы! Вы, молодцы, до свидания! Конспект занятия аппликация «Мать и мачеха». Задачи: Художественное творчество: Совершенствовать навыки детей в умении выполнять работы в технике аппликации ; умение разрезать квадрат по диагонали. Закрепить навыки детей в аппликации, полученные ранее. Закрепить представление о жёлтом цвете. Познание: Закрепить и расширить представления детей о весне: приметы, признаки. Познакомить с первыми весенними цветами, которые растут в лесу и в поле (подснежник, мать-и-мачеха). Показать сходство и различие этих цветов. Воспитывать бережное отношение к природе. Социализация: Развивать творческие способности детей. Закрепить умение детей выполнять работу, используя нетрадиционные техники аппликации. Коммуникация: Закрепить умение детей использовать в речи прилагательное «жёлтый» в роде, числе и падеже. Развивать речь, зрительное, слуховое внимание и коммуникативные способности детей. Предварительная работа: Чтение произведений о весне. Разучивание стихов, пословиц, поговорок по теме. Рассматривание картин из серии «Времена года. «Весна пришла». Материал и оборудование: жёсткие кисти; клей, ножницы; бумага различной фактуры жёлтого и зелёного цвета. Ход занятия: Травка зеленеет, Солнышко теплее греет. День прибывает, Когда это бывает? (весной) . Сегодня я хочу вам рассказать, ребята, сказку. Называется она «Жёлтая сказка» За зимой пришла весна (Проснулся медвежонок от зимнего сна и пошёл прогуляться по весеннему лесу (. Был тёплый, весенний день. Пригревало ласковое, ЖЁЛТОЕ солнышко . Кое-где выглядывали травинки, но цветов ещё не было. Мишка огляделся по сторонам, сел на пригорок и спросил: Солнышко, ведь уже весна, но почему нет цветов? Сейчас будут, – ответило солнышко. И вместе со своими ЖЁЛТЫМИ лучиками кинуло на полянку горсточку ЖЁЛТЫХ цветов . Лепестки у этих цветов топорщились и были похожими на ЖЁЛТЫЕ лучики солнца. Знаешь, как они называются? – спросило солнышко у медвежонка. Конечно, знаю! Это одуванчики! – ответил медвежонок. А вот и нет! Эти цветы называются мать-и-мачеха. Они весной появляются самые первые. Посмотри, даже листьев у них нет, а цветы теплятся на полянке под моими ЖЁЛТЫМИ лучиками. А я шёл по лесу и видел подснежники. Значит, первыми появляются подснежники, – ответил медвежонок. Верно! – сказало солнышко. Этим подснежник и мать-и-мачеха похожи – это самые первые весенние цветы . Но разница состоит в том, что подснежник – лесной цветок, а мать-и-мачеха – полевой. Посмотри, какие они разные: у подснежника лепестки широкие, белого цвета, а лепестки у цветов мать-и-мачеха топорщатся в разные стороны и они ЖЁЛТОГО цвета. Я всё понял! – сказал медвежонок. В лесу появляются первые белые подснежники, а на лесной полянке – ЖЁЛТЫЕ цветы мать-и-мачеха. Так значит эти цветы злые? – спросил медвежонок. Моя мама медведица рассказывала мне сказки, в которых все мачехи злые. Солнышко улыбнулось и ответило: Мать-и-мачеха – добрый цветок. Его так назвали потому, что листья у этого цветка особенные : одна сторона тёплая, мягкая, нежная, как твоя мама. А другая – холодная, слегка шероховатая. Как все мачехи в сказках, – сказал медвежонок. ЖЁЛТОЕ солнышко засмеялось и подарило ещё одну горсть ЖЁЛТЫХ цветов. Физ. минутка (движения по тексту): Наши пальчики – бутончики-цветочки, Распускают ЖЁЛТЫЕ лепесточки. Солнца ЖЁЛТЫЕ лучики на лугу веселились И цветочки распустились. Ребята, давайте, и мы сделаем свою поляну из цветов мать-и-мачеха, как в «Жёлтой сказке». Вы ребята, молодцы! Потрудились от души! На полянке выросли цветы небывалой красоты! Вы цветочки свои возьмите И маме домой отнесите! «Жёлтую сказку» о них расскажите, И надолго знания свои сохраните! Конспект НОД «Первоцветы» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Ход занятия: Раздаётся стук в дверь, появляется Старичок – Лесовичок:
5 августа 2022 в 09:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.