Колотовичева Юлия Сергеевна, воспитатель
Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе на тему «Я и моя семья»2019 гКраткосрочный проект в старше-подготовительной группе на тему «Я и моя семья»
Подготовила :Колотовичева Ю.С. Продолжительность проекта: 1 неделя. Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Актуальность. Семья источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. (О. В. Токмакова) В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Цель проекта:
Задачи проекта:
Ожидаемый результат.
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Приложение.
Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя семья».
Дети. Слово «семья». Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Физминутка «Семья». Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье: Согласие да лад - в семье клад. Согласную семью горе не берёт. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья без детей, что цветок без запаха. Семейный горшок всегда кипит. В семье и каша гуще. Не будет добра, коли в семье вражда. В хорошей семье хорошие дети растут. В своем доме и стены помогают. Везде хорошо, но дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте. Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье? (Рассказы детей о своей семье). Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких? (Ответы детей.) Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться. Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья…….. Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье ,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе. Вы знаете, что семья должна быть дружной. Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеологическое древо». Цель: - познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»; - учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа; - расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках; - учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи; - активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии». Развивать: - монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов; - выразительность движений в ходе физпаузы. Воспитывать: - уважение к старшим членам семьи; - умение почувствовать энергию своего рода. - аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа. Материал: - макет генеалогического древа; - тарелочка с листочками; - кувшин с водой для игры; - мольберт, лист А3, маркеры; - семейные фотографии; - карточки с моделью «генеалогического древа»; - одноразовые стаканчики; - музыкальное сопровождение; - схема рассказа о членах своей семьи; - призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек. 2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов. 3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями. 4.Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа». 5. Загадки на тему «Семья». 6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме. Ход НОД. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, Солнышко встает. Мы собираемся, В добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. (Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом). - Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей). (воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их). - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники). - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно). -Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья». Пальчиковая гимнастика «Семья». Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! На мольберте модель генеалогического древа. Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Составление генеалогического древа. Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие. Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки? (Дети раскладывают фотографии). Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.) Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи? Психогимнастика Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре. Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) . С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься). У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх). Растет стебелек (вытягивается туловище вверх). Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты. Наступает радостный момент — бутоны раскрываются. (резко разжимаются кулачки) . Росток превращается в цветущее дерево. Рассматривание работ. (Дети берут свои деревья и встают в круг). Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение. Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.) Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи? Игра «Кувшин доброты». Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается. Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего. Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой. Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
Дидактические игры. «Домашний труд».
Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться. Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д. «Передай свое тепло ребенку стоящему рядом».
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, солнышко встает. Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. «Чем можно порадовать маму».
Ход игры.
Игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья!
Ход игры.
Ой ,смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Подвижная игра. «Кувшин доброты».
Ход игры.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего. Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию. Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют. Традиция в детском саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Уважаемые родители, сегодня мы с ребятами приготовили для вас сюрприз. Мы покажем вам как можно провести время весело, полезно, а главное совместно. Надеемся, что это сделает нас дружнее, сплоченнее. Мы будем петь, читать стихи, играть и даже танцевать. Ход мероприятия Дети под песню Самая счастливая» входят в музыкальный зал становятся полукругом, музыка становится тише, дети произносят слова, каждую фразу по очереди: Семья - это, где тебя любят. Семья – это папа и мама моя,
Вед: Начинаем наш вечер с инсценировки «Дело было вечером…» или Устами младенца глаголит истина… Попросим артистов выйти на сцену аплодисментами. Дело было вечером,
Кто на лавочке сидел,
Ваня твердо вдруг сказал…
А то я папе надоел: То пристаю с вопросами, То я кашу не доел, То не спорь со взрослыми! Буду жить один в лесу… земляники припасу. Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется. Мне, как папе по душе одиночество. Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный, Разговоры заведу с лягушатами. Буду слушать птичий свист утром в перелеске. Только я же – футболист, а играть то не с кем! Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе! (Агния Барто)
Маша тоже не смолчала, разговор вдруг поддержала:
Алина тоже не смолчала и подругу поддержала:
Немного Ваня помолчал и с укоризною сказал:
А Егор проговорил с обидою: Я вчера штаны порвал – Борьке, другу, помогал Починить велосипед. И за это
Возмутился Миша громко: Разве можно промолчать Как тут будешь не кричать. Папа вазу опрокинул :
–Скажут про меня. (О. Григорьев) Семе тоже попадало: за разбитые колени и за испачканный рюкзак: Ко мне сегодня сон не шел. Раз двести я пересчитал слонов. Когда уснул, приснилось мне Что я большой как папа стал, А папа втрое меньше : (Беда мне с папой, ох, беда:
А он ответил мне:
А он сказал:
Глеб: Да что у вас?! Вот у меня - Так просто страшная беда: Мне на месте не сидится,
И вертеться, и смеяться,
И в квартире тарарам
У меня один ответ:
Бабушка рядом тихо сидела. На деток с любовью глядела. Беседу детскую она услыхала И мудрость для нас завещала: Агата:
Давайте попробуем их вспомнить с помощью игры «Народная мудрость гласит». Ход игры: Нужно встать в круг. Дать два мяча двум детям с каждой из сторон. С началом музыки по команде дети передают друг другу мячи таким образом, чтобы в конце концов мячи встретились друг с другом. Получается пара с мячами. Детям задаются пословицы по очереди. Кто не ответил на вопрос берет за руку маму или папу, входят в круг и танцуют под музыку. Дети помогают. Поговорки: - В гостях хорошо, а дома (дома лучше) . - Не красна изба углами, а… .(красна пирогами) . - Дети не в тягость, а…. (в радость) . - Когда семья вместе, и (сердце на месте) . - Нет для человека добрее… .(отца с матерью). - В дружной семье и (в холод тепло). - При солнышке тепло… (при матушке добро). - Не нужен клад, когда в семье… (лад). - Яблоко от яблони ... (не далеко падает). - Дерево держится корнями а человек…(семьёй).
Вед: Какие молодцы, присаживайтесь, пожалуйста, наш концерт продолжается. Закружилось, завертелось, Танцевать нам захотелось. Словно бабочки на поле, Кружат девочки на танцполе. Девочки исполняют танец: «Вся моя семья». Вед: Я знаю, что все любят разгадывать загадки. Да? Тогда слушайте: В огороде шум и гам! Что же приключилось там? Дед-ворчун и бабка с внучкой, мышь-норушка, кошка с Жучкой уцепившись в хвостик крепко, дружно тащат с грядки (Репку) Предлагаем вам поиграть в игру «Репка», одна команда будет репкой(дети), а другая команда (родители) будут Дедкиной семьей (перетягивание каната). Нам нужны соответственно: дедка, бабка, внучка, кошка, собачка жучка и мышк (родители надевают шапочки сказочных героев). Игра проводится под музыку (2-3 раза). Вед: Позабавились мы славно, но как говорится делу время, а потехе час. Продолжаем наше представление. Воспитатель читает стихотворение под музыку, дети тоже. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле! Дети выходят на сцену, читают стихи о семье: СТИХИ ПРО МАМУ Хадижа: Кто открыл мне этот мир,
Кто на свете всех милее
Вика К. Книжки вечером читает
Никогда не унывает,
Я шагаю по дорожке,
(О.Чусовитина) Папа Залимхан: У папы работа!
Про папу Вита Л.:
ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ Катя:
Про дедушку Маша С.:
Старшая сестра Кристина Т.: Моя старшая сестрица На все руки мастерица: Испечет сама пирог, Свяжет бабушке платок. Я всегда с сестренкой рядом У нее всему учусь, Вместе с ней к столу присяду, Рукоделием займусь Даша С.:
Дома стены помогают. Полина: (Кристина М.) «Есть такая поговорка:
Вед: А сейчас мы поделимся с вами рецептом хорошего дня. Записывайте или запоминайте. Слушайте внимательно: Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем людям. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу. И, как говорится, приятного аппетита! Вед: Ручки-ножки у нас засиделись, надо их размять, в игру веселую поиграть. Не сидите, не ленитесь, в хоровод наш становитесь, будем в жмурки мы играть, колокольчиком помогать. Игра «Жмурки с колокольчиком». Вед: Вот как здорово потешились. Но у наших ребят есть еще один для вас сюрприз. Песня «Моя семья». Встречайте аплодисментами. Дети исполняют песню «Моя семья». Вед: Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, помогайте близким в беде! Будьте все здоровы и счастливы. Не забывайте о том, что большую часть времени ваши дети проводят в детском саду. Значит и детский сад, является большой дружной семьёй. Хочу, чтобы в нашей семье царили мир, лад и взаимопонимание. Дети дарят родителям сердечки на палочках – символ любви.
Достигнутые результаты: За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился: 1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья. 2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. 3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей. 4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
1 августа 2022 в 10:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.